Абанкина: авторство учебной программы должно подтверждаться патентом
Добавить комментарий 13:00 21/05/2012
Указом "О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки", подписанным 7 мая, глава государства Владимир
Путин поручил правительству в июле внести в Госдуму проект закона "Об
образовании в Российской Федерации". О том, какие изменения ждут
российское образование в случае его принятия, в интервью РИА Новости
рассказывает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
- Ирина Всеволодовна, каковы шансы принять закон при новом правительстве?
- Шансы велики: вряд ли новое правительство захочет его
пересогласовывать в условиях преемственности власти. Тем более что новый
закон встроен в контекст всех проводимых в стране реформ -
административной, бюджетной. Он признает образование не только частным,
но и общественным благом, сохраняет действующие социальные гарантии и
добавляет новые.
Дошкольное образование признано уровнем образования, государство
гарантирует его гражданам - теперь это не только помощь работающим
матерям, но и часть образовательной траектории ребенка, причем
образование в детском саду бесплатное, а родительская плата за присмотр и
уход не должна превышать 20% (льготным категориям - 10%) от стоимости
услуги.
Учащимся с выдающимися способностями обещана особая поддержка, включая обучение за рубежом.
Вводится норма, согласно которой человек может через суд требовать
компенсацию за некачественное образование - денежную или в виде
повторного обучения плюс оплата причиненного ущерба.
Закон фиксирует обязательства государства перед педагогическими
работниками - гарантирует среднюю зарплату не ниже средней по экономике в
конкретном регионе.
- Разработчик альтернативного законопроекта от КПРФ Олег
Смолин считает эти обязательства недостаточными, и его поддерживают
профсоюзы, предлагая гарантировать зарплату учителям на уровне средней
по промышленности, исходя из ставки - 18 часов.
- Хотя в целом по России средняя зарплата по промышленности выше, чем
по экономике, в ряде регионов она ниже - в чем тогда смысл нормы?
Многие педагогические работники проиграют. Условия и характер труда в
промышленности зачастую более тяжелые, чем в образовании. У педагогов и
отпуск большой, и рабочая неделя сокращенная - 36 часов вместо 40, и
график более свободный.
Что касается 18 часов, напомню: это лишь аудиторная нагрузка на
ставку - никто не сокращал учителям рабочую неделю вдвое. В 36 часов
входят и воспитательная работа, дополнительные занятия, повышение
квалификации и прочее. Профсоюзы изрядно лукавят, и некоторые учителя с
их подачи считают, что должны работать 18 часов - и всё.
Увеличение государственных обязательств перед работниками образования
мне не представляется абсолютно справедливым - такого нет в культуре,
спорте, здравоохранении. Образование же вырвалось вперед, особенно в
оплате учительского труда. Хорошо, что здесь учитывается не только
квалификация и нагрузка, но и качество работы. Это оговорено в законе.
- При обсуждении закона высказывались опасения, что теперь не будет ни лицеев, ни гимназий, ни академий...
- Типы учреждений закреплены за уровнями образования, а решение о
видовом разделении - будет ли школа называться гимназией, а вуз
университетом - остается «на совести» образовательного учреждения. Для
получения финансирования это неважно: теперь финансируются не
учреждения, а образовательные программы. Но сохранена категория
федеральных и национальных исследовательских университетов - здесь
отдельно прописаны обязательства государства.
Важно, что в дополнение к нормативно-подушевому финансированию
образовательных учреждений будут финансироваться программы их развития -
кадры, инфраструктуры и проч. Но это только в государственном и
муниципальном секторе - частникам деньги на развитие давать не будут. А
норматив на каждого учащегося смогут получать и частные детсады, и
школы, и вузы. Сохраняются особые принципы финансирования для всех
сельских школ, не только малокомплектных, как и льготы сельским
учителям.
- Что не учтено в законопроекте?
- Было бы полезно предоставить образовательным учреждениям право
патентовать свои программы и распространять их как отдельные
интеллектуальные продукты. У нас пока не разрешен франчайзинг в
некоммерческой сфере. За рубежом он возможен, и в результате в России на
коммерческой основе успешно реализуется целый ряд программ, например, в
дошкольном образовании. А программы отечественных авторов можно
лицензировать и реализовать в своем образовательном учреждении. Мне
представляется, это снижает нашу конкурентоспособность.
Еще одна уязвимая сторона закона - многие полномочия по
финансированию образования передаются на региональный уровень. В целом
это правильно, но для этого нужно усовершенствовать систему межбюджетных
отношений, которая остается пока несбалансированной и запутанной.
Закон стал более рамочным - многие нормы прямого действия перенесены
на уровень подзаконных актов, и, возможно, это его недостаток.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально дл
|