
МОСКВА, 10 янв — РИА Новости. Минобрнауки России
планирует изменить подходы к педагогическому образованию, в частности,
предлагается увеличить практическую составляющую обучения в педвузах
и дать возможность изучать педагогику тем, кто получает профессию
в непрофильных образовательных учреждениях, но хочет работать в школе.
Соответствующий проект концепции поддержки развития педагогического образования размещен на сайте министерства.
Проблемы педагогической сферы
В Минобрнауки отмечают, что система подготовки педагогов в России
не менялась многие годы. Фактически в новых экономических условиях в РФ
продолжает существовать система подготовки педагогических кадров,
выстроенная в условиях регулируемого рынка труда, которые позволяли
осуществлять обязательное распределение выпускников, контролировать
число студентов и ограничивать мобильность абитуриентов.
"Результаты проведенного в 2012 году Минобрнауки РФ мониторинга
деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42
педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны
имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых
10,26%, а среди гуманитарных — 42,86%", — говорится в документе.
В Минобрнауки выделяют три проблемы, которые влияют на качество
подготовки педагогов. Во-первых, проблема входа в профессию: низкий
процент трудоустройства выпускников педагогических программ
по специальности; отсутствие возможности отбора абитуриентов,
мотивированных к педагогической деятельности; низкий средний балл ЕГЭ
абитуриентов педагогических программ.
Во-вторых, в министерстве отмечают недостатки подготовки:
неудовлетворительное качество подготовки выпускников (отсутствие
достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие связи
между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы,
устаревшие техники и методики); слабое вовлечение студентов
в исследовательскую деятельность; плохое ресурсное оснащение учебного
процесса в педагогических программах.
В-третьих, существует проблема удержания выпускников в профессии:
отсутствие механизмов привлечения на должность учителя способных
выпускников, системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых
учителей, карьерных перспектив, прогноза потребностей в педагогах
по регионам и так далее.
Ожидаемый результат
В ходе реализации концепции должна быть создана новая система педагогической подготовки, отмечают в министерстве.
В частности, предполагается развитие прикладного педагогического
бакалавриата как основной модели подготовки педагогических кадров. Он
будет реализовываться в сетевом взаимодействии вузов, колледжей и школ.
Программа такого бакалавриата предполагает замену значительного объема
теоретических курсов на практическую работу, говорится в проекте
Концепции.
В Минобрнауки также считают необходимым разработать программы
педагогической подготовки для студентов третьих и четвертых курсов
непедагогического бакалавриата, которые учатся в вузах непедагогического
профиля, но хотят заниматься педагогической деятельностью.
Предлагается создать магистратуру для подготовки учителей-методистов
и управленцев и ввести приоритетный прием на бюджетные места
для работающих в системе образования, а также практическую модульную
магистратуру с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих
педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже
работающих в общем образовании.
Упор на практику
Проект Концепции включает стимулирование практической работы
студентов в школах. При этом должна быть проработана схема оплаты труда
этих студентов (в том числе — школой) и содержательного руководства
практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе — вузом),
не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих
образовательных учреждений.
Также необходимо предусмотреть систему финансирования
психолого-педагогической подготовки, включая практику, студентов
непедагогических вузов.
Минобрнауки предлагает создать условия в образовательных учреждениях
для организации стажировок студентов, включая оплату труда стажеров,
с выделением для этого необходимых финансовых средств.
Проект концепции предусматривает самостоятельную педагогическую
деятельность студентов-практикантов (подготовку и проведение уроков)
с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением
совместно с учителями и преподавателями; а также создание цифрового
портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации
и предъявления работодателю.
О квалификации и зарплате
В "дорожную карту" реализации концепции должна войти разработка
рекомендаций по включению в базовую часть заработной платы
педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению
нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения
в магистратуре и аспирантуре.
Кроме того, необходимо разработать и ввести квалификационные
требований к минимальному уровню педагогического образования учителей.
Предполагается, что работать с детьми младшего возраста смогут педагоги,
имеющие степень не ниже бакалавра. При этом психологи, логопеды,
коррекционные педагоги и другие специалисты, которые работают
с учащимися со специальными образовательными потребностями, должны
окончить как минимум магистратуру.
Сроки исполнения
Реализацию концепции предполагается осуществить в несколько этапов.
Так, в 2014-2015 годах в 17-25 вузах должны быть запущены пилотные
проекты, которые подразумевают отработку новых моделей и программ,
подготовку носителей новой идеологии и технологии педагогического
образования. В это же время необходимо разработать предложения
по изменению системы приема на педагогические программы.
В 2016-2017 годах предполагается разработка новой системы
распределения бюджетных мест для подготовки педагогов, стимулирующей
переход на новые модели и программы, а также расширение новых моделей
на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.
|